AudioManiacs Brotherhood музыкальный портал


Статьи

История Black Metal-а

Прослушав за 10 лет некоторое количество разнообразных black metal коллективов, я наконец решил выразить определенное отношение к данному направлению музыки в своем блоге. И это будет не подборка рецензий, не обзор прослушанных альбомов, а передача моего восприятия атмосферы прослушанной мною музыки.

Сразу хочу предупредить своих читателей о том, что данная музыкальная стилистика не является для меня "запретной", пугающей и "сатанинской". Даже несмотря на то, что я являюсь православным христианином. Наоборот, моя вера помогает мне целостно воспринимать данный стиль музыки и все то, что стоит за ним.
За эти 10 лет я сотни раз слышал недоуменные вопросы: "Как ты это можешь слушать? Они же выступают против христианства! Они же зло ведут себя на сцене!" "Тебя не смущают их тексты? Ты же христианин!" Я всегда спокойно отвечал на подобные вопросы. 

Действительно, меня не задевало и не задевает смысловая наполненность текстов большинства black metal коллективов. И вот почему: в сегодняшнем обществе, перегруженном информацией, искреннее отношение к вещам - редкость. Гораздо страшнее какая-нибудь смазливая поп-бабенка, исполняющая дурманящую попсу, воспитывающую отсутствие вкуса и приземленность чувств, воспитывающая смесь эгоистичности с похотью. А открытое и осознанное неприятие христианских ценностей (если это, конечно же, не игра и не театральное представление, что в таких кругах тоже наблюдается) - это своего рода сигнал о том, что человек в состоянии проводить с самим собой искренний и открытый диалог. Это означает их озабоченность собственной жизнью, отсутствие безразличия к собственному пути, стремление быть услышанным и быть понятым. Мое мнение проверено общением с такими людьми, когда ощущаешь их напряженный нерв, когда осознаешь их стремление искать того бога, которого они сами себе создают, но потом, не поняв его, яростно от него отказыватся.
Отметая идеологию от самой музыки, я систематизирую все найденные мною концепции "неприятия христианства" через black metal, обнаружив множество различных типов этого проявления. Также, в своей статье я постараюсь показать взаимосвязь культурно-религиозной жизни с самим явлением black metal.

В обывательском сознании прочно устоялся стереотип металлиста в виде наркомана, пьяницы, курильщика и неряхи. А если он еще и блэк-металлист, то он обязательно должен быть сатанистом. Такое мнение - результат активной пиар-кампании, проводившейся еще в прошлые десятилетия в Европе, когда популярность музыкальный коллектив мог приобрести за счет противостояния каким-либо устоявшимся культурным ценностям. Особо в данном списке стоят религиозные ценности. В понимании тогдашних европейцев пойти против религиозных ценностей - это значит совершить некий экстраординарный поступок, за счет которого тебя сразу же заметят. Само собой, подобные забавы привлекали большое количество недовольной общественными нормами молодежи, которые, устремляясь в неведомую музыкальную даль, по-разному решали свои насущные вопросы, меняя свои судьбы, меняя мир вокруг себя. 

Сам факт того, что такие люди задумываются о духовных вещах - уже важный плюс, важная особенность. Но как эти люди задумывались о духовных вещах? История создания и дальнейшего развития стиля black metal насчитывает чуть более 30-ти лет. Это конец 70-х годов, начало 80-х. Время, когда кризис западноевропейских ценностей, остро обозначившийся в 19 веке, дал отголоски в душах многих людей. И эти люди впитали все тогдашние "прелести", помножив их на собственную неосведомленность и юношеский запал.

 

Почему же такой стиль музыки появился именно в Англии, именно в Западной Европе? Почему вложена именно такая идеология, такие особенности восприятия? Ментальность англичан сформирована за счет англиканства - "национальной" формы протестантизма, вышедшей из крайне реформированного католичества. Для англиканства, как и вообще для скандинавского протестантизма характерно следующее:

1. Обостренно развитая теория о так называемой «нравственной санкции», которая отвечает на вопросы «Кто является законодателем в области нравственности? Кем нравственные нормы могут быть установлены и санкционированы?» Ответы на эти вопросы дает история, в которой закрепилась так называемая
"психологическая теория нравственной санкции", или теория "нравственного чувства". Это учение ведет свое начало от английской философии XVI-XVIII веков и имеет распространение в современной западной христианской этике. Именно благодаря подобной теории зародилась современная западноевропейская нравственная система. Согласно этой теории содержание понятий добра и зла, на основании которых человек вырабатывает принципы и нормы поведения и оценивает поступки людей, определяются особыми чувствами одобрения либо осуждения, которые находятся в природе человеческой психики. Все нравственные предписания выражают по этому поводу лишь субъективные эмоции человека. Нравственное чувство, на основании которого делается то или иное нравственное предписание, может восприниматься по-разному: как врожденное и как приобретенное в процессе воспитания. Если нравственное чувство признается врожденным, то соответствующая нравственная единица имеет безусловный характер. Если же нравственное чувство признается приобретенным в процессе воспитания, то нравственная санкция носит лишь относительный характер. Есть у подобной разновидности свое, закрепившееся название: либеральная теория богословской этики. 
Такая теория запрещает проявление открытых и ярких чувств, а в упрощенном виде, употребляемая какой-нибудь "особо" верующей мамой или бабушкой, проявляется в виде скрупулезного отношения к мелочам в бытовой жизни, в жестко отточенных социальных и семейных нормах, которые прежде всего регулируются государством и общественным мнением. Кроме того, формируется безразличие к внутренней жизни человека, навязывается стремление следить за внешними проявлениями, управляемыми какой-то "надгосударственной доктриной". Все это повлияло на стремление восстать против "системы", тем не менее используя те же инструменты и тот же идеологический материал.

2.Эсхатологические истерии
Для западного христианства, а в особенности - для протестантизма и особенно для англиканства характерна всеобщая эсхатологическая напряженность. Это ни что иное, как ожидание "Конца Света", или же "Армагеддона", или же "Апокалипсиса". Все это следствие того, что в католичестве за богослужениями читалась и читается книга Иоанна Богослова "Откровение". В англиканстве и протестантизме же она не просто стала читаться, она стала обсмаковываться за чаем на "собраниях". Поэтому все то, что услышали из этой книги люди, стало неким реквизитом для последующего развития пародии на христианское учение, но только в перевернутом виде - "сатанизма". Упиваясь таинственностью книги "Откровение", западные европейцы придумывали для себя множество сценариев предстоящих событий "Конца Света", причем это все было настолько хаотично, что стало отдаляться от церковной жизни, без знания древних языков и богословия все это стало сопровождаться переворачиванием смыслов и т. д. и т. п. К слову сказать, в православном христианстве книга "Откровение" никогда не читается и не читалась на богослужении. Да и если бы читалась, то не было бы такого восприятия ее. Почему бы не было? А вот почему:

3.Радикальное противопоставление.
Для англиканства характерно дуальное восприятие роли Бога и человека в мире. Еще до рождения Максима Исповедника, в начале V века нашей эры между блаженным Августином и британским монахом Пелагием, состоялся спор, в котором последний утверждал о решающей роли человеческих усилий в спасении, тогда как Августин, чья позиция была принята Западной Церковью, отводил всю полноту действий одной лишь Божией благодати. В результате появилось противопоставление, являющееся основой этической стороны Западной Европы. С одной стороны, Бог воспринимается как нечто далекое и недоступное, а все основное отдается в руки человеку. С другой стороны, выражая противоположное мнение, только Бог может дать человеку спасение, а человек просто должен верить в Него. Все эти дуальные споры привели к тому, что католичество выродило из себя протестантизм, а сама культурно-этическая жизнь Европы стала строиться на извечных и радикальных противопоставлениях: либо только воля человека – индивидуализм, либо только воля Бога – схоластическая деспотическая теология. И сегодня западная этика базируется на постоянном и извечном противодействии светского и церковного, общинного и индивидуального, божественного и человеческого. Подобное восприятие связано с тотальным влиянием римского права, ведь обучение богословию в Европе всегда осуществлялось на латинском языке, а латинский язык учили по юридическим текстам.

4.Буквализм.
"Если стена белая - то стена белая. Никакие точечки, крапинки, углубления, отверстия, покаты, разводы и вкрапления другой краски нас не интересуют" - вот примерно тот принцип, который можно ощутить в постпротестантизме. Но при этом каждый из пасторов стремится по-своему обозначить понимаемые им буквально особенности текста Библии. Все эти разнообразия буквальных рамок часто вызывают рвотный рефлекс у тех людей, кому не нужны тупые навязанные схемы.

5.Обостренная чувственность.
Творчество европейских живописцев и скульпторов всегда оказывало и оказывает на людей жеманное влияние. Во всем этом нет той восточной строгости и лаконичности, есть вычурность форм и пресыщенность изгибов. Все это дает возможность воспринимать мир на "одной определенной волне" - на языке душевности. Душевность - это стремление искать удобств, стремление желать их, отчаянный поиск комфортных условий. Обостренная чувтвенность - отчасти следствие жесткого юридизма, подчиняющего все социальные сферы чему-то надобщественному. Чувственность - это то, что можно оставить себе для наслаждения, отказавшись от участия в строгой машине общественных систем. В конце концов, именно эта вычурная чувственность дает стремление писать музыку новых форм.

6.Архитектура.
Готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам. Это стремление может быть любым, внутреннее содержание данного стремления может содержать все что угодно. Такое надрывное стремление - показатель обостренного идеализма, в котором есть места для любого проявления "средств" к осуществления пути к Небесам. И "средств" за всю историю развития Западной Европы было множество: от крестовых походов до торговли индульгенциями.


Все эти особенности повлияли на то, что именно в Западной Европе стали возникать подобные музыкальные формы, наполненные "дьявольщиной" и "чернотой". Ну что ж, а теперь к истории и прототипам блэк-металла.
Музыкальные коллективы данного стиля, проходя свой творческий путь, меняли стилистику и атмосферу своего звучания. Но, все же, я постараюсь дать классификацию наиболее интересным представителям black metal сцены.

В самом начале появился так называемый "proto black" - "замусоренный скрежетом, хаотическими сбивками на барабанах и тягостно-раздолбайской атмосферой - стиль, вышедший из thrash metal, начавший только-только оформляться. Бласт-битов еще не слышно, характерных гармоний "в унисон" еще нет, но есть уже та атмосфера, которая отделяет данную стилистику от остальных поджанров рок-музыки. Одни из первых представителей, своего рода "отцы" - это британская группа Venom, решившая сделать более "сырым", грузовым и убыстренным популярный в то время хард-рок аля Judas Priest. В 1982 году эти ребята выпускают первый полноформатный альбом, названный "Black metal". Этот альбом стал идеологическим взрывом. Именно из "слишком христианских" семей, где христианские ценности буквалистически навязывались, стали приходить на концерты группы молодые люди и девушки. Само собой, некоторые коллективы, чтобы заработать на своем творчестве, стали активно культивировать "сатанизм", делая из него шоу, а за кулисами сами же над собой смеялись. Те же Venom именно так себя и проявляли, создавая культ нечисти на сцене, но не являясь по сути дьяволопоклонниками. Так бренд "дьявол" стал продуктом, который приносил хорошие деньги.

Пока англичане Venom перерабатывали heavy metal в нечто сырое и зловещее, ограничившись, к сожалению, только одним-единственным опусом "Black metal" (последующий Posessed, выпущенный в 1985 году, оказался на порядок ниже по качеству, идеям и привел к остановке в деятельности), в разных концах Европы уже зарождались новые островки, пробуждающие к жизни стилистику black metal. Один из наиважнейших таких островков - Германия. Тоже колыбель протестантизма и постпротестантизма, тоже со свойственными особенностями в моралистике и морализации молодого поколения того времени. В 1983 году здесь создается thrach metal банда под названием "Sodom" (да-да, опять влияние чрезвычайных христианских моралистов). Несмотря на то, что эти ребята играли самый что ни на есть эталонный thrach metal, в их полноформатном дебютнике под названием "In The Sign Of Evil" содержатся "проростковые" элементы блэк-металла, повлиявшие впоследствии на развитие стиля как в Германии, так и в скандинавских странах. Тексты на этом альбоме, энергетический посыл, скоростные гитарные пассажи, а также невероятно низкий и сырой строй звучания гитар - все это является неким "предвестником" создания стиля black metal. Более того, сами же музыканты на тот момент утверждали, что играют именно такой стиль, окрестив свои жесткие опусы "черным металлом". Последующий за дебютником "Obsessed By Cruelty" становится еще скоростнее и жестче. Стали возникать и уникальные среднетемповые композиции, растворяющие в себе мощь и напор, грузящие низким строем гитар. Примерно в то же время в Германии создается группа Destruction, наравне с Sodom ставшая неким "фундаментом" в развитии стиля black metal в дальнейшем. Их Infernal Overkill (1985) и Eternal Devastation (1986) стали уникальными музыкальными произведениями, сочетавшими в себе жесткий напор и легкость ломаных ритмов барабанной секции - те самые качества, которые станут позже эталоном стиля. 

Есть негласное правило в среде музыкантов. Когда говоришь black metal - подразумеваешь страну "Норвегия". И наоборот. Отчасти это правда. Но если опросить норвежских музыкантов того времени об их музыкальных пристрастиях, то это будет в основном музыка вышеперечисленных коллективов. Однако, Норвегия, обладающая совершенно иными культурными особенностями, нежели Германия, внесла свой вклад в развитие стиля. Атмосферика стала совершенно иной. Это можно проследить на дисках первых норвежских black metal формаций, тех же Mayhem. Бласт-битов еще нет и в помине, стандартные барабанные партии взяты у немецких и британских коллег, однако даже у Mayhem уже присутствует характерная атмосферность гитар, хоть и изредка прорывающаяся сквозь трешевую основу музыки. Но говорить о норвежских музыкантах пока что рановато. 

Перенесемся ненадолго в Швецию. Здесь в те же годы появилось множество команд, желающих играть нечто похожее на Venom и на творчество прочих ребят подобных формаций, но только очень быстро, разъяренно и технично. Названия своим группам они давали из мира "христианской демонологии" (которой не существует в восточном христианстве, для справки): имена различных чертей, бесов, известных "одержимых" Европы. Среди всего этого сонма однообразия появляется одна звездочка, во многом осветившая музыкальные умы последующих поколений. Это - культовая группа Bathory, названная именем известной венгерской графини, прославившейся своими садистскими наклонностями. К слову сказать, ребята, основавшие группу, происходят из традиционно-христианских постпротестантских семей. Выпустив одноименный альбом, группа стала в некотором смысле эталоном стиля для большинства продолжателей и сегодня. Более того, плохое качество записи и сегодня пытаются повторить в своих творениях многие музыканты black metal. И это неудивительно, так как плохое качество записи в некотором смысле усиливает впечатления от прослушивания. Плоские лесопильные звуковые эффекты от невнятного совмещения тембров только лишь усиливались. Второй альбом Bathory "The Return" стал олицетворением стилистики black metal уже не только идеологически, но и в музыкальном отношении. Альбом дал творческое вдохновение музыкантам скандинавских стран, определив звучание black metal на долгие годы. Последующие работы Bathory стали уже более death metal ориентированы, однако влияние первых двух альбомов на данный жанр несомненно. Музыканты не останавливались в своем развитии. Местный фольклор и народный эпос стал вкрапляться в музыкальную составляющую и так возникло множество поджанров black metal, наиболее характерным из которых является так называемый viking black metal. Такие команды, как Mithotyn, Vintersorg, Thyrifing, Enslaved и многие другие - стали продолжателями и воплотителями всех тех больших идей, которые возникали у музыкантов группы Bathory и у основного их композитора - Куортона Сета. 


Множившись и плодившись, музыкальные коллективы типа Bathory постепенно выявляли свою оригинальность, обретали свое лицо в музыке. Стилистика классифицировалась далее, идейные мотивы кем-то ставились за основу, а кем-то - нет. В конце концов, количество играющих и слушающих подобного рода музыку в скандинавских странах перевалило за отметку в десятки тысяч человек. И нашлись среди этих десятков тысяч те, кто хотел не просто петь о бесах, демонах, осквернении могил и разрушении христианских церквей. Некоторые захотели воплощать это все в жизнь. В начале 90-х годов, когда блэк-металлическое движение стало набирать особую силу, появились объединения молодых и немолодых людей, целью которых было желание претворить в реальности все то, что они слушали и пели. Организованным образом стали разрушаться и оскверняться могилы на кладбищах, поджигаться храмы, происходили убийства и пропажи людей. Многочисленные акты вандализма стали причиной ареста многих представителей субкультуры. Одним из наиболее известных персонажей тех лет является Варг Викернес или Burzum (родом из книг католического писателя Толкиена, между прочим, что означает "тьма"). Он был арестован по подозрениях в убийстве участника группы Maynem "Иеронимуса" (греч. ηιερονιμθσ - "принц смерти" по версии Лаввея) и из-за многочисленных актов вандализма. В результате чего музыкант был осужден на 21 год лишения свободы и только недавно вышел в мир, вернувшись к жене и детям.

Пора вернуться к Mayhem и творчеству собратьев Иеронимуса. К слову сказать, все их имена чаще всего были взяты из перевернутого христианского эпоса писателей-фантастов того времени. И тут фигурирует не только примерный католик Толкиен, но и любители перевернуто-христианских извращений, как например Антон Шадор Лавей, создатель так называемой "Сатанинской библии". У него там есть список названий "демонов", взятый из разных христианских, кельтских, египетских, античных, скандинавских и персидских источников. Некая такая каша, в которой все отпафосено величием мистицизма неизвестности. Так вот, все эти имена стали основным буфером имен тех людей, которые играли black metal как тогда, так и сегодня. Имена участников группы были как под копирку взяты именно оттуда. А записав в 1985-1987 годах свои первые на тот момент еще "шумовые" творения, мейхевцы основательно закрепились как культовые музыканты. Ведь именно их второй альбом под названием "Deathcrush" - это уже не рокнролльные сбивки ударных и беспорядочные гитарные риффоы, а плотное жесткое трешевое звучание, где основные инструменты сливаются в единое "музыкальное поле". Следует добавить, что именно команда Mayhem внедрила в культурный обиход так называемый Corpsepaint (англ. corpse paint - трупная раскраска). Это черно-белые с переходами по тонам нанесения красок и мела на кожу лица, которая используется на концертах и фотосессиях. Изначально такая раскраска служила некой стилизацией "театра ужасов" на концертах, мягкие участки кожи лица, которые быстрее подвержены разложению - специальным образом затемнялись. В итоге, в течении каких-то нескольких месяцев, остальные музыканты стали перенимать данные приемы, появлялась некая "мода". Подобные приемы создают не просто психологический барьер между музыкантом и зрителем, слушатели на подсознательном уровне перестают воспринимать исполнителей как реальных людей. Следует, однако, отметить, что многое зависит от силы идей и мощи исполнения. Для любителей эпатажа придумано одно очень хорошее слово "позеры", отражающее поверхностность и отсутствие цельности в содержании, так как чаще всего именно внутреннее в творчестве пытаются компенсировать внешним. Само собой, коллективы с большим внутреннем потенциалом чаще всего не обходились и не обходятся данными стилистическими приемами. 

Собственно, начало положено. Стиль произошел и стал дробиться на подстили и направления.

Выделим основные:

-Proto

-True

-Pagan

-Viking

-Depressive

-NSBM

-Melodic

-Atmospheric

-Ambient

-Sympho 

-Post

-Christian

-Red&anarchist

-Black/death

Постараюсь охарактеризовать все эти жанры, чем смогу резюмировать все то, что я некоторое время пропускал через себя в течении этих 10 лет. Собственно, black metal меня всегда привлекал и привлекает прежде всего самой музыкой - скоростной, атмосферной и агрессивной. Это под стать моему темпераменту, необходимым ощущениям, которые возникают внутри меня периодически - огромного потенциала внутренней силы, которой сложно выбраться наружу. И в те моменты, когда я не могу физически или интеллектуально трудиться (в дороге, в болезни) такая музыка помогает мне "вылить" все накопившееся, упорядочив внутреннее состояние. При этом, повторюсь, я прекрасно понимаю причины идеологических особенностей большинства концепций текстов и творений в этом жанре. Но, зная историю и особенности влияния, я не реагирую на все это негативно. Человек слаб по своей природе. А непросвещенный религиозно - втройне слаб. Не говоря уже о явных патологических состояниях некоторых представителей данного жанра. 

О Proto я писал выше, True - это обращенность на идеологию в первую очередь, на тематику песен. В связи с этим такая стилистика чаще всего отличается от остальных поджанров стиля предельной простотой, сыростью звучания и плохой записью. Лично для меня такой поджанр ценен не как музыкальная составляющая, а как феномен особых процессов человеческой личности, которые могут рождать подобную музыку и концепцию. 
Pagan и Viking всегда рассматривались мною как гибрид металла и фолклорных элементов. Есть среди команд, которые играют подобную музыку, уникальные исполнители, имеющие величайший потенциал как в музыке, так и в поэзии. И я не могу пронести мимо себя такое. 
Depressive Black - это особый стиль, имеющий уникальное воздействие на слушателя. Тоже весьма любопытная вещь, мимо которой лично мне, как исследователю и меломану, сложно пройти мимо. 
NSBM или "нацистский блэк" интересен мне в основном как некий собиратель множества противоречивых и утопических идей в политике и обществознании. 
А вот Melodic, Atmospheric, Ambient, Sympho и Post black metal интересны мне прежде всего со стороны музыкальной составляющей.
Christian black metal представляется мне некоей смешной вещью. Не только потому, что я не терплю идеологии в музыке, но и потому, что христианство для меня не является "брэндом", я не желаю популяризировать то, что мне близко. В конце концов, христианство должно иметь традиционные каналы своего творческого выражение - богослужения, апологетика, миссионерство. Радикально "наглядные" христианские атрибуты в искусстве только опошляют христианство по моему мнению, ставив его в один ряд с антихристианскими экспериментами black metal, которые чаще всего являются лишь заманухой и бренд-отличием.
Black/death metal или гибрид жанров black metal и death metal мне нравится разнообразием палитры музыкального полотна. Однако, лично я не люблю уход от бласт-битов в барабанной секции даже в гибридной стилизации.

 

Дмитрий Кромиади


теги :

 Добавлено 2015-05-16 13:36:53 - Black Jet 





анонсы разнообразных концертов рок и метал тематики - Афиша
Наш Хит-Парад
памятные даты из истории - Календарь
интересная информция, интервью и обзоры - Статьи
данные о том, куда можно сходить на концерт - Концертные площадки
пресс-релизы рок-коллективов - Группы
Можем предложить Сотрудничество с нами

Audiomaniacs Brotherhood 2009 - 2017 ©